Детские книги на аукционе

История книгопечатания в России насчитывает уже четыре с половиной века. За эти столетия были выпущены сотни тысяч наименований книг и миллионы экземпляров. Огромная часть этого «культурного пласта» не сохранилась до сегодняшних дней. Многие из «переживших» века изданий стали настоящими историческими памятниками.

Вокруг коллекционирования подобных редких изданий сложился рынок антикварных книг с отдельными нишами и особой экономикой. Сегодня мы поговорим об одной такой нише — о детских книгах, изданных в Советском Союзе в довоенные годы.

Особенность этой категории лотов заключается в том, что, в отличие, например, от раритетных изданий XIX века, отдельные советские книги могут встретиться в любой семейной коллекции.

На наших онлайн-аукционах многие из них продаются за десятки тысяч рублей. В этой статье мы подробно расскажем, какие конкретно факторы влияют на стоимость книг и на какие фамилии и названия издательств следует обращать внимание, разбирая семейную библиотеку.

Кто и зачем покупает советские детские книги?

Глобальный рынок антикварных книг уже несколько лет находится на подъеме. Крупнейшие мировые аукционные дома в 2020 году сообщали о росте спроса и цен на отдельные категории лотов. Если говорить о российском рынке, по мнениям экспертов, он отражает ту же тенденцию. Последняя оценка рынка антикварной книги проводилась в 2013 году. Тогда его объем составил 920 млн рублей.

Основными покупателями и драйверами рынка выступают частные коллекционеры редких, старинных изданий — библиофилы. В борьбе за обладание отдельными предметами с ними также конкурируют музеи и библиотеки.

Ниша онлайн-аукционов детской литературы советского периода имеет свою конъюнктуру: наряду с библиофилами в торгах часто принимают участие коллекционеры-любители, которыми движут самые разные мотивы: например, ностальгия по детству или желание собрать библиотеку для своих детей или внуков. Доступ к онлайн-аукционам для широкой аудитории к торгам обеспечивают простота и прозрачность процедур: торги проходят полностью в интернете и не требуют особой подготовки от покупателей.

В то же время в этой нише есть и опытные инвесторы, которые покупают отдельные издания, рассчитывая на дальнейшую перепродажу.

Наш аукционный дом принимает книги, выпущенные до 1940 года. В случае с детскими книгами мы делаем исключение и с удовольствием работаем с отдельными экземплярами 50-х, 60-х и 70-х годов.

Основная ценность таких предметов — редкость. По понятным причинам, не так много экземпляров этой категории сохраняются до наших дней — многие книги выпускались в мягкой обложке. Почти каждая из них побывала в нескольких поколениях одной семьи или в публичных библиотеках — другими словами, в руках многих детей.

Впрочем, коллекционеры и просто любители советской классики охотно покупают книжки даже с небольшими, но видимыми повреждениями. Для некоторых покупателей важнее содержание, а другие рассчитывают на реставрацию экземпляров с дефектами.
Книга 1927 года с пометками и надрывами на обложке, продана за 18 тысяч рублей.
Какие детские книги из Советского Союза покупают за большие деньги?
Фактор редкости объединяет все предметы в этой аукционной нише. Однако, стоимость лотов на онлайн-аукционах разнится — от нескольких сотен рублей до десятков и даже сотен тысяч. Все дело в букинистической ценности изданий, которая складывается из целого ряда факторов. К ним могут относиться технические детали: год издания, объем тиража, качество печати, наличие автографов и памятных надписей, информация о том, что экземпляр представляет первоиздание.

Когда мы говорим о советских книгах, всегда важен исторический контекст, который зачастую влиял на судьбы авторов, самих изданий и, соответственно, на букинистическую ценность. В этом смысле коллекционеры обращают внимание на такие факторы, как изъятие тиражей из печати, особенные темы и характерные для исторического периода персонажи в произведении и так далее.

Ниже мы расскажем о том, какие факторы больше других влияют на стоимость советских книг, и проиллюстрируем их аукционными лотами.
1. Издательство
В довоенный период индустрия детского книгоиздания в Советском Союзе развивалось небывалыми темпами: вовсю шла кампания по ликвидации безграмотности, появлялись новые революционные и партийные темы, идеи, образы и ценности, которые важно было донести через литературу.

Как и другие сферы, в эти годы детское книгоиздание переживало централизацию производства на государственных предприятиях. Частные издательства были национализированы или закрыты. Поэтому большая часть детских книг 1920-х и 1930-х годов выпускалась несколькими крупными предприятиями:

  • «Радуга» (основано в 1922 году);
  • детский отдел Государственного издательства РСФСР (основан в 1924 году);
  • детский сектор издательства «Молодая гвардия» (основано в 1922 году);
  • детское государственное издательство («Дегтиз», а позже «Детиздат», основано в 1933 году).

Известны и другие издательства детской литературы того же периода, книги которых встречаются на антикварном рынке, но значительно реже. Эти издательства просуществовали недолго, и их упоминаний не найти в официальной классификации Госкомиздата СССР.

Иногда книжки, выпущенные такими издательствами, попадают к нам на аукционы и привлекают повышенное внимание коллекционеров. Одно из «редких» издательств — одесский «Светоч». Книжка «Хоровод», выпущенная им в 1927 году, на нашем аукционе была продана за 13,5 тысяч рублей.

Книга присутствует в каталоге библиографических указателей по детской литературе Ивана Ивановича Старцева (1896−1967), что свидетельствует о редкости экземпляра.
Хоровод. [Стишки с картинками]. [Одесса]: Светоч, 1927.

Хоровод. [Стишки с картинками]. [Одесса]: Светоч, 1927.

Еще одно «редкое» издательство в этой категории — «Новая Москва». Оно просуществовало всего пять лет — с 1922 по 1927 годы. Детская литература была лишь одним (и не самым важным) профилем предприятия. Нам повезло поработать с одной книгой «Новой Москвы» — «Шурик в детском саду». Ее стоимость на аукционе составила 14,5 тысяч рублей.
Шурик в детском саду. Рисунки Фомичева. [М.]: Новая Москва, [1927].

Шурик в детском саду. Рисунки Фомичева. [М.]: Новая Москва, [1927].

Еще один пример издательства, для которого детская литература не была основным профилем, — «Земля и фабрика» (ЗИФ). «Век» этого предприятия также оказался коротким — с 1922 по 1930 годы. На нашем аукционе была продана детская книга ЗИФ 1927 года — «Ребятки на грядках». За этот редкий экземпляр заплатили 30 тысяч рублей.
Черняева О. Ребятки на грядках. Рисунки Н. Тихонова. [М.]: Зиф, [1927].
Особняком от государственных издательств того времени стоит частное предприятие Гаврилы Мириманова (1870 — ?), который при Николае II служил в императорской армии и даже находился в звании полковника. Книги, выпущенные Гавриилой Миримановым отличаются яркостью, они высоко ценятся коллекционерами, их включают в экспозицию выставок букинистических книг.

На наших аукционах детские книги этого издательства появлялись не раз. В разное время мы выставляли на торги:

  • «Воздушный шар» (1926 год, продана за 16,5 тысяч рублей);
  • «Алешкина шахта» (1928 год, продана за 17 тысяч рублей);
  • «Под праздник» (1927 год, продана за 18 тысяч рублей);
  • «Будущие авиаторы» (1926 год, продана за 19 тысяч рублей).
Невтонова А. А. Будущие авиаторы. Рассказ из жизни крестьянской детворы. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926.

Невтонова А. А. Будущие авиаторы. Рассказ из жизни крестьянской детворы. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926.

Одновременно с детским книгоизданием в раннем Советском Союзе развивалось журнальное дело. Самый известный советский детский журнал — это, конечно, «Мурзилка». Он появился в 1924 году как приложение к «Рабочей газете». Своеобразным «приложением к приложению» служила серия книг «Библиотека Мурзилки». Технически она издавалась редакцией «Рабочей газеты».

На нашем аукционе был продан сборник стихов «Полное лукошко — всего понемножку» из «Библиотеки Мурзилки». Автор книги — один из основателей легендарного журнала Александр Фёдоров-Давыдов (1873−1936). За этот экземпляр на нашем аукционе заплатили 6,5 тысяч рублей.
Федоров-Давыдов А.А. Полное лукошко — всего понемножку. Народные песни шутки. Рисунки А. Соборовой. Серия: Библиотека Мурзилки. М.: Рабочая газета, 1927.

Федоров-Давыдов А.А. Полное лукошко — всего понемножку. Народные песни шутки. Рисунки А. Соборовой. Серия: Библиотека Мурзилки. М.: Рабочая газета, 1927.

2. Культовые имена иллюстраторов
Советские книги и сегодня выглядят привлекательно с точки зрения дизайна — красочные обложки, яркие образы, выразительные герои, оригинальные графические решения. Для многих ценителей искусства оформление детских книг раннего Советского Союза остается интересным и актуальным.

И это неудивительно — «визуальный стиль» для детской литературы в 20-е и 30-е годы прошлого века вырабатывали талантливейшие иллюстраторы, многие из которых пришли в индустрию из «серьезной» живописи. Оформлением детских книг в разные периоды занимались и представители самых передовых на тот момент направлений в авангардистском искусстве — например, единомышленники и ученики Казимира Малевича.

Развивающаяся сфера детской иллюстрации привлекала мастеров простором для творчества, новизной, возможностью претворить свои идеи в реальность и, конечно, получить оплату за свои труды.

Известные в будущем иллюстраторы приходили к работе над детскими книгами разными путями. Например, Владимир Лебедев (1891−1967), позже создавший художественную редакцию в Детгизе, до обложек к сказкам Маршака трудился над агитационными плакатами. А Владимир Конашевич (1888−1963), прославившийся иллюстрациями к книгам Чуковского, до этого работал в сфере художественной литографии.

Имена этих и многих других иллюстраторов на обложках напрямую влияют на ценность книг. Издания с рисунками Лебедева и Конашевича не раз появлялись на наших аукционах и получали высокую оценку от коллекционеров.

Например, книга 1930 года со стихотворением Самуила Маршака «Усатый-полосатый» и оформлением Лебедева была продана за 17 тысяч рублей.
Маршак С. Я. Усатый-полосатый. Иллюстрации В. Лебедева. [М.]: Гиз, 1930.
А за «Сказку о глупом мышонке» того же автора с рисунками Конашевича заплатили 42 тысячи рублей.
[Первое издание] Маршак С.Я. Сказка о глупом мышенке. Рисунки В.М. Конашевича. Пб.-М., 1923.
Вот еще несколько культовых имен из мира детской иллюстрации, книги с рисунками которых встречались на наших аукционах.

1) Евгений Михайлович Рачёв (1906−1997) — художник-анималист, прославился оформлением народных сказок. На нашем аукционе за «Ночь в лесу» 1930 года с его рисунками заплатили 36 тысяч рублей.
2) Борис Иванович Крюков, псевдоним Иван Усатенко (1895−1967) — художник, эмигрировавший из СССР в Аргентину и прославившийся на весь мир. Детские работы Крюкова — большая редкость. На нашем аукционе за книгу «Сенька-арсеналец» 1930 года заплатили 44 тысячи рублей.
3) Михаил Вадимович Либаков (1889−1953) — в дореволюционные времена известный оформитель спектаклей, а позже иллюстратор со всенародным признанием. За «Оленьку» 1926 года с его рисунками заплатили 55 тысяч рублей.
4) Семен Адольфович Мальт (1900−1968) — выпускник ВХУТЕИНа и родоначальник книжной графики Узбекистана. Его «Зима» 1926 года была продана за 12 тысяч рублей.
5) Владимир Александрович Тамби (1906−1955) — художник, известный популяризацией среди детей научно-технологического прогресса через описание устройства всевозможных машин, танков, кораблей и самолетов. Одна из его знаковых работ — «Автомобиль» 1930 года — продана за 26 тысяч рублей.
6) Владимир Петрович Добровольский (1920−1991) — известный карикатурист и плакатист-международник. За «Ребячий город» 1929 года с его иллюстрациями заплатили 24 тысячи рублей.
Это далеко не весь список имен иллюстраторов детских книг, которые по праву прославились не только в области детской графики.
3. Культовые имена детских писателей и поэтов
Большинство читателей, воспитанных на советских книгах, наверняка, к таковым причислит в первую очередь Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнию Барто.

Действительно, книги этих авторов, особенно первые и редкие издания, выпущенные с рисунками именитых иллюстраторов, могут стоить дорого. Хороший пример тому упомянутая выше «Сказка о глупом мышонке». Есть и другие лоты, подтверждающие букинистическую ценность изданий самых известных детских писателей.

Так, «Мастер-ломастер» Маршака 1930 года был продан на нашем аукционе за 24 тысячи рублей.
Издание 1935 года «Федориного горя» Чуковского купили за 20 тысяч рублей.
Есть и совершенно особенные издания с культовыми именами на обложке. Одно из них — стихотворение Маяковского «Что ни страница — то слон, то львица» 1928 года с иллюстрациями Кирилла Зданевича (1892−1969). Стоимость этого лота на нашем аукционе составила 130 тысяч рублей.
Кроме известных практически каждому жителю на территории постсоюзного пространства детских писателей, есть целый ряд авторов, имена которых весьма значимы для библиофилов. Дело может быть в отдельных заслугах, важных фактах биографии, не связанных с творчеством, и прочих деталях.

Приведем несколько примеров.

1) Александр Иванович Введенский (1904−1941) — известный обэриут, который печатался в журналах и поэтических сборниках наряду с Хармсом. В 1941-м был репрессирован, погиб в том же году. За первое и единственное отдельное прижизненное издание «Володи Ермакова» Введенского на аукционе заплатили 20 тысяч рублей.
2) Тамара Григорьевна Габбе (1903−1960) — переводчица, одна из целого ряда сотрудников ленинградского Детиздата, арестованных в 1937 году. Ее литературная адаптация «Воспоминаний американского школьника» Томаса Олдрича продана за 5,5 тысяч рублей.

3) Яков Петрович Мексин (1886−1943) — организатор выставок детских книг и первого в в Советском Союзе Музея детской книги, погиб в заключении. «Митя рыжий» за его авторством продан на аукционе за 7,5 тысяч рублей.

4) Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович (1869−1954) — известная детская писательница, прославившаяся еще в дореволюционные времена как театральный критик. Была лично знакома со Львом Толстым, сохранились записанные ей интервью с великим писателем. Сборник стихов 1929 года «Шутки-прибаутки» Малахиевой-Мирович был продан за 36 тысяч рублей.
Перечислять советских авторов детских книг, чьи работы сегодня продаются дорого, можно очень долго. Практически за каждым именем на обложке детской книги довоенного периода скрывается целая история — зачастую славная, иногда трагическая. Так или иначе, это история становления огромной и важной индустрии детской литературы, сформировавшей не одно поколение. Именно поэтому вокруг коллекционирования таких изданий сложилось огромное количество ценителей, готовых достойно платить за предмет своего интереса.

Таким образом, любой экземпляр советской детской книги может оказаться ценным аукционным лотом.
Как выставить детскую книжку на онлайн-аукцион?
На нашем сайте есть подробная памятка, которая поможет начать продавать предметы с помощью «Северного аукционного дома». Рекомендуем ознакомиться с ней.

Мы готовы ответить на все вопросы и принять заявки на предварительную оценку в офисе, по телефону +7-931-340-40-40, на сайте, в WhatsApp, Вконтакте, с помощью бота в Telegram и в других социальных сетях. По достижению договоренности, книги можно будет принести к нам в офис и заключить договор.

«Северный аукционный дом» регулярно и успешно находит для ценных детских книжек покупателей из числа более чем 3,5 тысяч клиентов — проверенных и активных коллекционеров антиквариата и предметов искусства.

Несколько раз в год мы устраиваем тематический аукцион, посвященный именно детской книге. Покупатели знают об этой традиции и с нетерпением каждый раз ждут такие торги.

Мы ценим историю каждой книги и со всем усердием помогаем редким изданиям попасть к коллекционерам, готовым сохранить их для будущих поколений.