Выставка «Константин Кундышев
(1964−2003): художник vs 90-е»

С 28 ноября по 21 декабря 2024 года в галере «Борей» пройдет четвертая выставка, подготовленная Северным аукционным домом: «Константин Кундышев (1964−2003): художник vs 90-е».

Последняя выставка этого художника состоялась в 2005 году, почти 20 лет его картины никто не видел, имя художника было почти забыто. Совершенно случайно несколько его работ оказались в Северном аукционном доме, и с тех пор началась большая история по (пере)открытию Константина Кундышева.

Константин Кундышев был юношей, воспитанным в интеллигентной семье, профессиональным дзюдоистом и смелым авантюрным парнем. Становление в конце 1980-х., тюремное заключение, активная творческая работа в 1990-е, ранняя смерть в начале 2000-х в эпоху до массового интернета — при жизни ему не удалось закрепиться в истории современного петербургского искусства.

Основная часть живописного наследия Константина Кундышева сохранилась в целости и не рассеяна. Работы, представленные на выставке, много лет лежали нетронутыми. С одной стороны, многие из них сохранили свое аутентичное оформление. С другой — на них явно видны следы времени — пожелтевший лак, осыпания красочного слоя.

На этих картинах и за ними — жизнь художника 1980−1990-х годов, биография и творчество которого спорит и перекликается с теми изменениями, которые тогда происходили с его современниками по всей стране.

28 ноября — 21 декабря. Галерея «Борей» (Литейный пр., 58)

Биография художника

Константин Кундышев родился 24 декабря 1964 года в семье известного художника Виктора Константиновича (1933−2006) и писательницы Эмилии Ароновны (р. 1941). Трагически погиб 3 июля 2003 года.

Его художественное образование нельзя назвать последовательным и совершенным, однако это не помешало ему стать профессиональным художником. Он учился в Средней художественной школе при Академии художеств (1976−1981). Почти каждое лето ездил на каникулы в деревню Яблонька в Тверской области, где они вместе с отцом часто устраивали пленэры. В будущем эти деревенские пейзажи стали важной частью его творчества.

Постепенно, по мере взросления, все сильнее проявлялся темперамент и характер Кундышева: вспыльчивый, смелый, решительный. Эти качества помогли в профессиональном спорте, которым он занимался одновременно с живописью: Кундышев стал чемпионом Ленинграда среди юношей по дзюдо, позже занялся борьбой и айкидо.

Начало профессиональной деятельности Кундышева связано с прикладным искусством. После окончания школы он устроился художником по фарфору на завод при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфорово-фаянсовой промышленности (ВНИИФ). Как художник по фарфору участвовал в выставках.

После двух лет на заводе поступил в Мухинское училище на факультет дизайна, но бросил учебу на втором курсе. В автобиографии при вступлении в Союз художников он указал, что ушел из училища, «постоянно ощущая потребность заниматься станковой живописью».

Решив продолжить художественное образование, Кундышев начал посещать в качестве вольнослушателя Академию художеств, но поступать не стал. Вместо академии пошел учиться в Художественное училище им. В. Серова, которое окончил в 1989 году по специальности «Преподаватель черчения и рисования».

Одновременно с живописью он пробовал себя в книжной графике. С его иллюстрациями вышли книги «Рядом с нами» Андрея Батуева (Лениград: Детгиз, 1989) и «Кариатида» Ирины Волковой-Китаниной (Санкт-Петербург: Галакт, 1996). Также иллюстрировал статьи в газетах и журналах («Аврора», «Костер», «Апчхи!» и др.).

Начавшаяся художественная карьера была прервана: два года Константин Кундышев провел в тюрьме по статье за хулиганство. Близко знавшие художника двояко описывают его человеческие качества: прямолинейный и честный, темпераментный и конфликтный, цельный и упрямый, авантюрный и смелый, всегда готовый заступиться и ввязаться в драку.

«Желание быть непобедимым в жизни привело и в восточные единоборства. А сильным и непобедимым было необходимо быть, конечно, чтобы бороться со злом и несправедливостью. … И он боролся при любом удобном случае. Эта борьба однажды привела его на скамью подсудимых. Но и тюрьму он воспринял, как очередную страницу познания жизни.» — позже написал его друг и учитель С. В. Киселев.

Кундышев был эрудированным и начитанным человеком, живо интересовался историей. Наверное, поэтому почти в каждой его картине есть нарратив, за изображением стоит некий сюжет.

По словам друзей, он принципиально считал, что должен зарабатывать только живописью, относился к своей работе ответственно и серьезно. Но картины продавал выборочно, не каждому, хотя спрос был. Ему было важно, чтобы живопись вызывала у зрителя интерес, получала отклик.

О своей работе он говорил так: «Для меня то, что я делаю на холсте, есть вход в трагедию. Трагедию, как напряженность и динамику момента, присутствие боли. Отсутствие трагедии не представляет интереса. Причем прочувствование трагедийности изобразительного момента вовсе не является обязательным для зрителя».

Друг Кунышева и куратор его посмертных выставок, художник Алексей Ярыгин отмечал, что как художник Кундышев не сделал того, что мог бы, не реализовал себя в полной мере. «Он был нежный художник, который мало работал. Сделает что-то и потом долгая пауза» — отмечала художница Ирина Васильева, которая близко дружила с Кундышевым.

Основная часть живописного наследия Константина Кундышева сохранилась в целости и не рассеяна. В семье художника хранится 93 живописных работы Константина Кундышева — законченные картины, этюды и эскизы, а также относительно небольшое число рисунков, в том числе детских. В музейных собраниях хранится три работы: по одной в Эрмитаже, СПбГУ и галерее «Борей». Как минимум двенадцать работ находятся в частных коллекциях. По упоминаниям и фотографиям известно еще о полутора десятках работах. Если не указано иное, все работы, приведенные в каталоге, происходят из семьи художника.

Работы, представленные на выставке в «Борее», много лет лежали нетронутыми. С одной стороны, многие из них сохранили свое аутентичное оформление. С другой — на них явно видны следы времени — пожелтевший лак, осыпания красочного слоя.

На этих картинах и за ними — жизнь художника 1980−1990-х годов, биография и творчество которого перекликается с теми изменениями, которые тогда происходили с его современниками по всей стране.

Глядя на живописное наследие Константина Кундышева, мы выделили темы и сюжеты, которые его интересовали и над которыми он работал. Наши выводы не окончательны без включения Кундышева в контекст эпохи, но можно считать их отправной точкой для дальнейшего изучения.

Константин Кундышев о своих картинах. Архивная запись 1994 года

«Для меня то, что я делаю на холсте, есть вход в трагедию. Трагедию, как напряженность и динамику момента, присутствие боли. Отсутствие трагедии не представляет интереса. Причем прочувствование трагедийности изобразительного момента вовсе не является обязательным для зрителя».