Архитектор Виктор Федорович Твелькмейер (1902−1956): от раннего конструктивизма к советской классике

В распоряжении «Северного аукционного дома» оказался большой семейный архив двух ленинградских архитекторов — Виктора Федоровича (1902−1956) и Лидии Борисовны Твелькмейер (1898−1980). Многочисленные учебные рисунки и архитектурные проекты, старые гравюры, редкая печатная графика 1930-х гг., книги с автографами известных художников, книжные обложки и документы.

Архив Твелькмейеров обратил на себя внимание историков искусства и современных архитекторов. За некоторые лоты во время торгов развернулась настоящая гонка между коллекционерами. В этой статье мы собрали краткую информацию о В. Ф. Твелькмейере и выбрали несколько наиболее знаковых его проектов.

Виктор Федорович Твелькмейер (1902−1956)

В 1926 окончил Высший художественно-технический институт в Ленинграде (бывш. Императорская Академия художеств), учился у таких мастеров как Л. Бенуа, Я. Гевирц, В. Талепоровский, Л. Руднев и др. Вся карьера В. Ф. Твелькмейера связана с Академией художеств: он начал с преподавательской должности, стал доцентом, профессором, заместителем директора, а в 1944—1947 гг. возглавлял учреждение — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Во время Блокады, будучи доцентом Академии художеств, был назначен руководителем группы по охране ценностей и здания Академии. Всю войну фактически проживал в стенах Академии.

В. Твелькмейер — автор трудов по истории и теории архитектуры. Его статьи о художниках 1930−1950-х гг. опубликованы в журналах «Архитектура Ленинграда», «Архитектура и строительство Ленинграда». Как архитектор работал в соавторстве со своей женой, Лидией Борисовной Твелькмейер (в девичестве — Розинг), и своими однокурсниками — Александром Михайловичем Соколовым (1901−1984) и Игорем Ивановичем Фоминым (1904−1989).

Среди наиболее значимых воплощенных проектов В. Твелькмейера: Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат им. тов. Сталина, а также Дом культуры и Ясли при комбинате (1929), Молококомбинат в Ленинграде на территории Скотопригонного двора (1932 г., современный адрес Московский пр., 65к4), Дом правительства Абхазской ССР (1933 г.), Выборгское районное звуковое кино на 1300 мест в Ленинграде (1933 г., современный адрес — Кондратьевский проспект, 44а).

Виктор Федорович Твелькмейер скончался в 1956 году, похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

Дом съездов научных, технических и художественных (1926)

Дипломный проект В. Ф. Твелькмейера 1926 года — «Дом съездов научных, технических и художественных». Монументальное трехчастное здание в стиле раннего конструктивизма. Три части здания (для каждой сферы деятельности) соединялись между собой галереями, в каждой части располагалось по залу-амфитеатру, были выставочные залы, ресторан, почта и телеграф. Проект условно располагался на Петровском острове — между малой Невой и Ждановкой.

Выборгское районное звуковое кино на 1300 мест (1933)

Знаковый конструктивистский проект Твелькмейера, который был с оговорками реализован — «Выборгское районное звуковое кино на 1300 мест» (Кинотеатр «Гигант», современный адрес — Кондратьевский проспект, 44а). В 1933 году совместно с архитектором А. М. Соколовым был разработан проект и основной замысел здания. Однако вторая часть работ — разработка технического проекта и осуществление здания в натуре — была поручена архитекторам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевскому. Итоговый облик здания ушел от «откровенно конструктивистского стиля» и приблизился к «классицизму» 1930-х гг., но основная идея эскизного проекта все же была сохранена.

Красный уголок (1935)

В 1930-е годы в различных областях Советского Союза функционировали красные уголки, клубы, избы-читальни. Чтобы политическая работа велась эффективнее, было решено модернизировать старые постройки и создать новый облик для этих объектов. В объявленном конкурсе архитектурных проектов в 1935 году участвовал и В. Ф. Твелькмейер.

Его проект «Красного уголка» предполагал пятиугольное здание (отсылка в пятиконечной советской звезде) из бруса (дешевый и доступный в деревнях материал). Внутри располагался большой зал для заседаний (с бюстом Сталина в углу) и несколько комнат для занятий.

Другие проекты

Другие монументальные проекты, которые В. Ф. Твелькмейер создал в 1940—1950-е гг.: памятник советскому государству «Красные ворота», монумент «Слава героям прорыва Блокады города Ленина», проект вестибюля станции метро «Витебская» (совместно со своей женой Л. Б. Твелькмейер).

Рисунки из архива семьи Твелькмейер можно купить на торгах нашего аукционного дома.

Расписание ближайших аукционом смотрите в разделе «Календарь аукционов».