Выставка «Максим Ушаков-Поскочин (1893−1943). Ленинградский художник-график». С 19 октября по 15 ноября.

Северный аукционный дом представляет биографическую выставку Максима Ушакова-Поскочина, приуроченную к 130-летию со дня рождения и к 80-летию со дня смерти художника. Она пройдет в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге с 19 октября по 15 ноября 2023 года.

Выставка знакомит аудиторию с творчеством Максима Ушакова-Поскочина — представителя «золотого века» русской книжной графики, современника и товарища таких известных художников, как В. Лебедев, Д. Митрохин, В. Конашевич, К. Рудаков, С. Чехонин и др.

Ушаков-Поскочин обладал высоким мастерством рисовальщика, тонким чувством оформления книги, талантом плакатиста, а также незаурядными душевными качествами: жизнелюбием, ясным мышлением, верой в добро и справедливость.

На выставке будут представлены плакаты, макеты обложек и книги, оформленные художником, его печатная графика, рисунки и живопись.

Куратор выставки — Кирилл Перепечкин.

***

Максим Владимирович Ушаков-Поскочин (1893−1943)
В 1924 году Академию художеств окончил один из интереснейших ее выпускников, чья жизнь, наполненная творческим горением и интенсивным трудом, трагически оборвалась в застенках ГУЛАГа. Имя замечательного мастера печатной графики, репрессированного по ложному обвинению — Максим Владимирович Ушаков-Поскочин. И оно должно занять законное и не последнее место в ряду тех, кто способствовал своим талантом утверждению славной традиции ленинградской школы книжного искусства.

Середина 1920-х годов и десятилетие 1930-х годов — время активной творческой работы Максима Владимировича в различных издательствах — «Academia», «Госиздат», «Кирья», «Эрмитаж», а также в ленинградских журналах, в том числе и детских. Это было время, когда в книжной графике работали такие мастера, как Д. Митрохин, В. Лебедев, Е. Белуха, В. Конашевич и др. Тем не менее, талантливый молодой художник был замечен критикой того времени.

Вот, что писал Эрих Голлербах статье «Новые силы современной графики» в 1929 году (Журнал «Накануне» № 75):

«Хорошим мастером обещает стать М. Ушаков-Поскочин, вполне владеющий графической техникой. Он отчетливо чувствует плакатный стиль и детский жанр. Его работы отличаются ясностью, уравновешенностью композиции, твердым, несколько схематическим рисунком. Несмотря на отсутствие длительного опыта, в нем нет никакого дилетантизма, никакой неопределенности».


***

Максим Владимирович Ушаков-Поскочин родился в 1893 г. в деревне Колголёма Петербургской губернии. Учился в гимназии в Петрозаводске, где жили в то время его родители, а по окончании гимназии, увлеченный искусством, уехал в Петербург и в 1912 г. поступил в мастерскую Д. Н. Кардовского, а позже — на факультет живописи Академии художеств в мастерскую А. И. Савинова.

Учеба в Академии была прервана разразившимися войнами. Ушаков-Поскочин ушел добровольцем на фронт, с 1914 по 1917 гг. служил сначала в санитарной части затем в артиллерии. В 1918 году был вновь призван уже в Красную армию.

В 1921 г. Ушаков-Поскочин вернулся с фронта и восстановился в обновленную Академию художеств. В 1924 г. дипломной композицией «В летнем лагере» окончил мастерскую А. И. Савинова, педагога высочайшей культуры и талантливого художника.

В 1925 г. участвует на Международной выставке в Париже, на которой получил почетный диплом за свои плакаты на ленинскую тему.

Будучи живописцем по образованию, Ушаков-Поскочин избрал своим поприщем книжное оформление и графику и активно включился в работу ленинградских издательств. Это была пора формирования советского графического искусства.

Работая в различных техниках, Ушаков-Поскочин с одинаковым совершенством делал оформление к Ювеналу, простые издания книжек для крестьян, оформление полного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова и оформление песенников в издании «Музгиза».

Последние предвоенные годы были связаны с углубленной работой над литературной классикой — русской, украинской, западно-европейской. Техника деревянной гравюры становится совершенной: изысканно-чеканная линия, лаконичный и отобранный рисунок, разнообразие композиционных приемов, характерны для работ этого времени.

В начале 1940-х гг. для издательства «Художественная литература» Ушаков-Поскочин создал серию ксилографий к поэме «Энеида» классика украинской литературы И. П. Котляревского. Эта работа является примером высоких достижений художника в области гравюры на дереве. К сожалению, при жизни автора книга не была издана — началась война. Оригинальные доски удалось сохранить в блокадные годы благодаря семье художника. В последствии с них были сделаны оттиски, и мы имеем возможность увидеть одну из последних работ художника.

Когда началась Великая Отечественная война, Ушаков-Поскочин одним из первых вступил Народное ополчение, но уйти на фронт не успел. 6 июля 1941 г. он был арестован органами НКВД, с тех пор семья художника ничего о нем не знала. В мае 1942 г. Ушаков-Поскочин был приговорен Особым совещанием Красноярского края к восьми годам в ИТЛ по «политической» статье 58−10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений).

В 1956 г. Максим Владимирович Ушаков-Поскочин был полностью реабилитирован. В 1961 г. был проведен вечер памяти художника в Голубой гостиной ЛОСХа. В 1984 г. состоялась персональная выставка в библиотеке Союза художников. Наконец, в марте 1994 г. в зале Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников была большая персональная выставка, где было представлено более двухсот работ художника.

Выставка пройдет с 19 октября по 15 ноября 2023 года.

Санкт-Петербург, Библиотека книжной графики.

Адрес: 7-ая Красноармейская ул, д. 30 (вход под арку, домофон – 150)
Ст. м. «Технологический институт», «Балтийская».

Часы работы выставки: ПН-ПТ с 12:00 до 20:00, СБ-ВС с 10:00 до 18:00.

Открытие состоится 19 октября в 19:00.